Уважаемая Вероника Игоревна! В городе Белгороде сложилась поистине катастрофическая ситуация с медицинскими учреждениями города, что отражается, в первую очередь, на здоровье населения. Процесс «реорганизации» и «модернизации» городских больниц г. Белгорода, запущенный в 2017-м году, в настоящий момент привел к снижению качества медицинского обслуживания и увеличению смертельных случаев, которых можно было бы избежать.  

В г. Белгороде действуют две больницы – городская больница №1 и городская больница №2. Сейчас эти медучреждения объединяют в одну структуру.

… Зотов – второй по влиятельности человек в регионе после губернатора Савченко, которому принадлежат многие активы в области – помимо агрохолдинга под его контролем белгородский аэропорт, МУП «Горводоканал», зоопарк, парк детских развлечений «Мастерславль», база отдыха «Ривьера», «Пикник-парк», динопарк, аквапарк, клинико-диагностический центр «Евромед», а также де-факто бывшая поликлиника №6 г. Белгорода, которая перешла в ГЧП под брендом «Полимедика». С 2017-го года он выступает главным «инвестором» и куратором процесса модернизации ОГБУЗ «Городская больница №2», и в регионе практически все говорят о последующей концессии этого медучреждения Зотовым. По словам губернатора Савченко, озвученным в апреле 2018-го, «объем финансирования из внебюджетных источников в модернизацию второй городской больницы превышает миллиард рублей».

Весной 2017-го года на должность главного врача «горбольницы №2» был назначен Антон Владимирович Бондарев. До этого Бондарев руководил КДЦ «Евромед», входящим в бизнес-империю Зотова, а также владел частной компанией «Белгородская неотложка», предоставляющей услуги скорой медицинской помощи. Мы считаем, что компетенции Бондарева недостаточно для управления городской больницей, и за прошедшие два года медучреждение деградировало по многим направлениям. Ниже собрана хронология событий, последовавших после назначения Бондарева на должность главного врача:

С апреля по сентябрь 2017-го года из второй городской больницы были уволены около 180 человек, из которых 45 – врачи. Значительная часть ушедших сотрудников продолжили медицинскую практику в ОГБУЗ «Белгородская клиническая больница» и в других региональных лечебно-профилактических учреждениях, в т.ч. в платных клиниках вроде «Поколения», «Маханова», «МедКона», что свидетельствует о необъективной оценке их профессиональных качеств со стороны руководства ГБ2. Ушли опытные врачи, со стажем по 10-20 лет. Вторая городская практически полностью потеряла офтальмологию, лор, хирургию. Сокрушительный удар пришёлся на средний и младший медицинский персонал, вследствие чего резко упало качество предоставляемых услуг.

В июле 2017-го года произошла резонансная история со смертью роженицы в перинатальном ГБ2, смерть пытались скрыть, составив «липовую» справку о смерти по естественным причинам. Анна Винакова поступила туда 11 июня на 37-й неделе беременности. Врачи приняли решение сделать кесарево сечение, однако хирургическое вмешательство привело к гибели 22-летней девушки. По словам сотрудников правоохранительных органов, во время катетеризации врачи неправильно установили трубку, в результате чего повредили вену. 13 июня Аня скончалась, не приходя в сознание. Ребенок остался жив.

А. В. Бондареву, главному врачу ГБ2 (на тот момент находящемуся в данной должности три месяца) совсем не нужны следственные мероприятия в подконтрольном ему медучреждении, поэтому факт гибели роженицы решают выдать как смерть по естественным причинам. Бондарев договаривается с начальником Белгородского патологоанатомического бюро В. А. Нагорным, и вскрытие Винаковой проводят на территории областной больницы г. Белгорода. По результатам вскрытия Нагорный пишет заключение, в котором причиной смерти роженицы указывают кровотечение. Погибшую девушку тут же готовят к захоронению.

14 июля 2017-го в Следственный комитет по Белгородской области поступает анонимный звонок о том, что в ГБ2 пытаются скрыть причины смерти роженицы. В этот же день Нагорному звонят из СК с требованием привезти тело Винаковой на повторное вскрытие. На судмедэкспертизу тело роженицы привозят прямо в гробу, который подготовили для похорон. Повторное вскрытие показало, что при установке катетера был допущен многократный разрыв подключичной вены, последствия которого и привели к смерти Винаковой.

23 июня 2017 года Следственным комитетом возбуждено уголовное дело по факту смерти Винаковой, и тогда уже новость об этом появляется в СМИ. Однако ещё до момента возбуждения уголовного дела информация о попытке сокрытия истинных причин смерти доходит до Департамента здравоохранения Белгородской области. Проводятся внутренние разбирательства, и Нагорного снимают с должности начальника Белгородского патологоанатомического бюро (эту должность он занимал на протяжении 19-ти (!) лет). Документ об увольнении подписывают задним числом (чтобы на момент начала следственных мероприятий Нагорный не фигурировал как руководитель). Антон Бондарев сохраняет свою должность в качестве главного врача, благодаря протекции своего куратора Зотова.

Февраль 2018-го: в перинатальном умирает несколько новорожденных (https://fonar.tv/news/2018/02/21/v-belgorode-v-gorbolnice-2-umerli-neskolko-novorozhdennyh). Информацию об этом пытаются скрыть, пока она не попадает в СМИ.                  Апрель 2018-го: в интернете появляется информация о том, что автомобили скорой помощи ГБ2 используются в автопарке частной «Белгородской неотложки» (https://vk.com/wall-35961352_418008), ранее принадлежавшей Бондареву. После широкой огласки машины скорой перестают гонять на частные вызовы, заведующий автопарком ГБ2 увольняется и переходит работать в Стрелецкую ЦРБ (поводом для этого послужил его отказ подписывать путевые листы «задним числом»).

Май 2018-го:   в ГБ2 умирает мужчина после укола но-шпы (https://fonar.tv/article/2018/06/05/v-belgorodskoy-gorbolnice-2-umer-muzhchina-rodstvenniki-vinyat-v-proizoshedshem-vrachey). Семья умершего считает, что смерть произошла из-за халатности врачей: сначала ему неправильно поставили укол, отчего начался некроз руки, затем из-за интоксикации организма началась почечная недостаточность, которая привела к падению сахара в крови, а в итоге — к коме. В настоящий момент идут судебные разбирательства по этому случаю.

Июнь 2018-го: новость о том, что в ГБ2 закрывается центр дистанционной литотрипсии (https://fonar.tv/news/2018/06/27/v-oblzdrave-rasskazali-kuda-obraschatsya-pacientam-s-mochekamennoy-boleznyu-posle-zakrytiya-centra-v-gorbolnice-2). Аппарат по дистанционной ударно-волновой литотрипсии в горбольнице №2 больше не может использоваться.

Август 2018-го: в перинатальном ГБ2 умирают за месяц сразу 10 младенцев. По словам персонала, имела место инфекция клебсиелла, однако департамент опровергает данную информацию, распространившуюся в интернете, и говорит лишь о семи случаях смертей за месяц, причем пять из которых произошли «по естественным причинам» (https://fonar.tv/news/2018/08/01/v-perinatalnom-centre-gorbolnicy-2-belgoroda-v-iyune-umerli-sem-mladencev). В настоящий момент семьи, потерявшие детей, пишут заявления в прокуратуру и СК, так как от них причины смерти детей скрывают до сих пор.

И это лишь верхушка айсберга – мы перечислили те новости, которые попадают в интернет благодаря неравнодушному персоналу или родственникам погибших. В ближайшее время как минимум ещё две семьи будут подавать в суд на ГБ2 по фактам гибели их родственников. Смерти из-за врачебной халатности происходят каждую неделю. Вот пара свежих примеров из анонимного телеграм-канала «БелЗдрав», куда присылают информацию о событиях в медицине (https://t.me/belzdrav/42) :

Больная А., 66 лет, поступает в гастроэнтерологическое отделение ГБ2. Жалобы на боли в животе. Дежурные и лечащие врачи трижды вызывали хирурга для консультации, так как подозревали хирургическую патологию. Хирург пришел и выставил диагноз… рак желудка, асцит (скопление жидкости в животе). Что с раком поделаешь? Начали соответственно диагнозу колоть обезболивающие, женщина умерла в течение 3-х суток. Уже на вскрытии у больной А. нашли две проводные язвы 12-перстной кишки, гнойный перитонит, от чего она и скончалась. Никакого рака не было. Женщину можно было бы спасти, сделав операцию. Но диагноз был поставлен неверно.

Больная С., 30 лет., поступила в хирургическое отделение ГБ2 после падения с высоты. При поступлении диагностировали перелом предплечья и травмы мягких тканей. Девушка пролежала неделю в отделении, а на седьмые сутки ночью умерла. Утром при обходе нашли мертвой в постели. И только на вскрытии у больной С. был обнаружен разрыв селезенки с кровотечением, от которого она умерла. За целую неделю, пока девушка была жива, врачи этого не увидели. Разрыв не был критичным, для фатальных последствий от травмы потребовалась целая неделя! Девушку можно было бы спасти, сделав операцию. Но диагноз был поставлен неверно.

Знаете, что это? Это даже не «Халатность». Это статья 124 ч.2 УК РФ «Неоказание помощи больному». Любой из подобных случаев в нормальном мире – повод для того, чтобы «головы полетели» не то, что в медучреждении, но и в Департаменте здравоохранения. Но для Белздрава подобные случаи – уже «норма», это привычная картина «сопутствующих потерь» при модернизации. У нас же создается медицина мирового уровня, что вы тут со своими смертями картинку портите?

Все эти случаи, как и многие другие, происходят по причине некомпетентности персонала, собранного в ГБ2 Антоном Владимировичем Бондаревым. Там просто нет специалистов, которые могли бы заниматься правильной диагностикой – персонал разбежался!

Но региональные власти закрывают на это глаза, ибо куратор проекта – Зотов. Информация скрывается, а в больнице полным ходом идет ремонт из «внебюджетных источников», причем в ходе ремонта ломают помещения, которые были отремонтированы в 2013-2014-х годах по федеральной программе (было выделено порядка 270 миллионов рублей). Однако и с ремонтом не все гладко. В августе 2018-го в крупнейшем белгородском паблике появляется информация от работника, выполняющего ремонт в ГБ2: «Во второй городской больнице сейчас создают отделение скорой помощи. Белгородцы, которые работают над ремонтом, пожаловались на невыплату зарплаты. По словам Юрия Пенизина, который занимается вентиляцией на объекте, каменщики, штукатуры, маляры и разнорабочие не видели денег уже два месяца. Юрий говорит, что из-за этого с работы уволились несколько десятков человек. При этом в июне была новость о том, что Москва выделила Белгородской области 1 млрд рублей на медицину, и бОльшая часть отправится именно на модернизацию второй городской» (https://vk.com/belinter?w=wall-35961352_461531).

Также нам известно, что идет судебный процесс между субподрядчиками по вопросам ремонта (https://t.me/belzdrav).

И при всем этом, сейчас запущен процесс присоединения ко второй городской больнице Белгорода ещё и первой городской! Руководить этим объединением будет всё тот же Бондарев (а бенефициар, считайте, Зотов). Кроме обслуживания всего города они хотят завязать на новое учреждение еще 10 близлежащих районов. Но у данного объединения даже нет медико-экономического обоснования, и даже в белгородском Департаменте не могут ответить на следующие вопросы: Нормативы. Как соблюсти норматив площадей и помещений при таком количестве больных (при объединении)? Как сочетать на одном этаже разные отделения (САНПИНами запрещено)? Хватит ли мощности приемного отделения на такое количество больных? Как будет оказываться плановая помощь населению, если постоянно на ургент концентрация? Очередное сокращение персонала и отделений. Если берутся завязывать на обслуживание в объединенной больнице ещё 10 районов, то объемы хирургической помощи оттуда забираются, там закрываются реанимация, хирургия, гинекология, травматология? Логистика. Каким образом терапевтическая служба может существовать без хирургической, и наоборот? Как больные будут перемещаться между двух зданий больниц, расположенных в разных частях города? Каким будет плечо доставки в новой схеме? Был норматив 25-30 км в советское время. Сколько времени будет занимать вызов скорой в какой-нибудь из районов и доставка больного в Белгород? Будут ли они успевать на экстренные вызовы? Хватит ли машин? Как будет осуществляться доставка больных из районов до приемного отделения и назад? Вызвали скорую в Яковлевский район, она привезла пациента в Белгород, его вылечили – как он добирается обратно? Автобусом? Такси? А если эпидемия? Куда перекачивать больных, если вдруг в городской больнице объявят карантин?

Вероника Игоревна! Мы считаем, что озвученные нами факты нуждаются в Вашей оценке и незамедлительных действиях по предотвращению дальнейшего развития ситуации. В Белгороде, без преувеличения, назревает социальный взрыв – общество доведено до крайнего состояния напряжения, ведь каждая новая неделя дает новые инфоповоды о трагических случаях, и нет никаких предпосылок к тому, что ситуация улучшится. И медицинский персонал, и население отправляет петиции и в Минздрав, и в адрес Президента РФ, но на региональном уровне главная задача чиновников и кураторов «реформ» — это «охота на ведьм» и поиск тех, кто информацию выносит наружу.

Продолжение темы: Закулисные тайны Белгородского депздрава, или менеджмент в здравоохранении.

Можно вспомнить аудиозапись Вашего заместителя Татьяны Яковлевой, которую опубликовали после закрытого совещания её с белгородскими врачами: «В первую очередь Татьяна Яковлева обратила внимание на «нарисованную» статистику: по её словам, в Белгородской области «старость» находится на втором месте по причинам смертности населения, однако в реальности в эту категорию заносят смерти от сердечно-сосудистых заболеваний и онкологии. — Я бы на вашем месте, Наталия Николаевна, сразу сейчас приказом сняла главного статистика, — обратилась замминистра к начальнику депздрава Наталии Зубаревой. — Он что, не видел, какой позор у него выходит? Вы что думаете, что идиоты в Минздраве сидят? И самое главное: вы кого обманываете? Вы обманываете себя и своё население. Также, по словам замминистра, в регионе неправильно оптимизируют систему здравоохранения, сокращая количество коек и закрывая стационары в районах. Замминистра заметила, что в Белгородской области снижается младенческая смертность, однако повышается «мертворождаемость». Яковлева полагает, что так медики могут «прятать» реальную статистику, поскольку «быть такого не должно». https://www.kommersant.ru/doc/3593683https://www.kommersant.ru/doc/3593683

По нашему мнению, необходимо безотлагательное принятие следующих мер:

— остановка процесса объединения городских поликлиник до того момента, когда будет проведено тщательное медико-экономическое обоснование данного процесса, дана оценка его последствий с привлечением специалистов Министерства здравоохранения;

— отстранение от занимаемой должности А. В. Бондарева и назначение на эту должность профессионала, разбирающегося в медицинской тематике, способного остановить деградацию медучреждения и вернуть его хотя бы на тот уровень, на котором ГБ2 была ещё несколько лет назад.

— назначение на должность начальника Департамента здравоохранения Белгородской области компетентного человека, который будет отвечать интересам Минздрава, а не лоббировать интересы белгородских чиновников и бизнесменов (нынешний начальник Наталия Николаевна Зубарева, педагог по образованию, в любом случае планирует в сентябре покинуть эту должность, перейдя в освобождающееся кресло начальника Департамента образования. Предыдущий начальник здравоохранения – Батанова – экономист по образованию. На протяжении последних шести лет белгородское здравоохранение возглавляют люди, не имеющие должной компетенции в вопросах здравоохранения, их основная задача – рисовать красивую статистику для Минздрава).

Мы очень рассчитываем, что Вы не оставите данную ситуацию без внимания. С Вашего позволения, не публикуем свои ФИО, ибо если эта информация просочится на уровень нашего региона, мы опасаемся за свою безопасность. В настоящий момент служба безопасности Зотова активно ведет поиски тех, кто озвучивает правду, происходящую в подконтрольных ему медучреждениях. Пожалуйста, не оставляйте нас один на один с этими людьми. Связаться с нами можно через Вашего заместителя Олега Олеговича Салагая.

Александр Курчевский

Продолжение темы: Закулисные тайны Белгородского депздрава, или менеджмент в здравоохранении.