Конституционный суд Молдавии фактически временно приостановил полномочия президента страны Додона.
Причина все та же — кризис вокруг назначения министра обороны, который не подконтролен президенту и зависит от прозападного правительства.

Временно исполнять обязанности президента Додона будет либо председатель парламента Андриан Канду, либо премьер-министр Павел Филип.

Согласно озвученному в пятницу постановлению Конституционного суда, отстранение Додона от должности продлится до момента назначения новым министром обороны Еуджена Стурзы и приведения его к присяге.

Решение было принято Конституционным судом по запросу правительства, которое обвинило президента в нарушении Конституции и провоцировании институционального кризиса и политической нестабильности.

«Сложилась ситуация, когда необходимо временное исполнение обязанностей президента не на какой-то период времени, а для определенной цели. Это назначение министра обороны. Республика Молдова парламентская страна, а президент не может провоцировать институциональные кризисы и политическую нестабильность», — говорится в запросе правительства, подписанном премьер-министром Павлом Филипом.

17 октября Конституционный суд постановил, что повторный отказ президента назначить министра следует толковать, как неспособность исполнения главой государства обязанности и влечет за собой временное отстранение от должности.

Кризис вокруг этого поста отмечался еще во-время попыток Додона помешать отправке молдавских войск на НАТОвские учения на Украине.
Данное решение суда, демонстрирует аппаратную слабость Додона, который стреножен действующим законодательством, оставляющим прозападному правительству больше полномочий. В этом плане борьба России и НАТО за влияние в Молдавии создает своеобразный клинч, который может быть разрешен несколькими способами:

1. Одна из сторон побеждает административным путем, ограничивая возможности оппонентов путем судебных решений и существующих правовых процедур. Примерно так сейчас пытаются давить Додона, на деле показывая, что его позиции весьма уязвимы.

2. Организация конституционного кризиса с целью выхода на перевыборы для устранения двоевластия. Данный сценарий желателен Додону, но оппоненты на эту удочку не клюют, так как понимают, что на выборах про-додоновские силы имеют шансы склонить баланс сил в парламенте в свою пользу и организовать смену состава правительства, что приведет к поражению прозападных сил в Молдавии и уходу Молдавии в сферу влияния России.

3. Силовое разрешение кризиса, когда одна из сторон пытается силой отстранить от власти другую. Например, организация массовых протестов против парламента или президента под тем или иным предлогом, с целью свержения через улицу. Альтернативный вариант — силовой переворот с опорой на силовые структуры (МВД, армию, местное ГБ). На текущий момент силовики скорее ориентированы на правительство, а Додон имеет более сильные позиции на улице. По мере затягивания кризиса, вероятность варианта №3 как способа преодоления двоевластия, будет нарастать.

Весь этот кризис наглядно показывает всю остроту столкновения интересов России и Запада на территории республик бывшего СССР., где попытки РФ поддерживать пророссийские силы в бывших республиках, встречают очень жесткое и организованное сопротивление со стороны стратегических оппонентов. От разрешения кризиса вокруг Молдавии, зависит не только судьба этой страны, но и Приднестровья.